Билет 17 Филипп Отто Рунге (1777-1810)
Родился в Померании. Учился в АХ в Копенгагене (одна из самых либеральных).
Связан с дрезденским романтическим кругом из-за дружбы с Людвигом Тиком.
Стремился постичь первоосновы искусства и жизни, некие первоэлементы,
на которых строится все сущее. Разрабатывал теорию «Шара цветов». Опубликовано
в 1811. Считал, по что изведение искусства получается тогда, когда художник
ощущает единение с Универсумом. Внутреннее родство живописи и музыки.
Мечтал создать такое архитектурное сооружение, в котором объединятся
арх-ра, ж-сь и музыка. Идея \пуыфьелгтыецукл (вообще-то я имела в виду
Gesamtkunstwerk).
Времена суток. Графическая серия. Отчасти – в живописи. Попытка воссоздать
вечный цикл мироздания (зачатие, рождение, расцвет, увядание). Соединение
христианской символики с античными аллегориями, средневековой мистики
с классической ясностью формы. НО он не нашел адекватную форму для выражения
своей идеи. Так и осталось классицистической арабеской с контурным очертанием
форм. Пути и т.д.
Портрет детей Хюльзенбек (1805-1806, Гамбург, кунстхалле). Фигуры
детей кажутся гигантскими по сравнению с крошечной изгородью, слишком
маленьким цветком. Это властелины мира, простроенного по их законам.
«Утерянный рай».
П-т родителей
Мы втроем – и там и там – эмоциональное пространство глубокого духовного
родства и тончайших нитей, связывающих людей и отделяющих от остального
(часто враждебного) мира.
Билет18. Бидермейер и поздний романтизм
Зедельмайер в книге «Утрата середины»отметил, что в определенный момент
в эволюции нем. культуры ясно обозначилась тенденция перерождения мифа
в сказку.
-обращение к фольклору- характерно еще с конца 18 века. Гердер опубликовал
«Голоса народов в песнях». Деятельность гейдельбергских романтиков(братья
Гримм, Клеменс Бретано, Ахим фон Арним)
Поздние романтики- Рихтер и Мориц фон Швиндт ( про них- в конце назарейцев)
Бидермейер связан романтизмом, но отличается от него ограниченностью
и узостью проблематики. Полностью исключает высокую философскую содержательность.
Сфера его интересов сосредоточена на узком пространстве частной жизни.
Избегание конфликтов и потрясений. Романтизация повседнености.правомерно
рассматривать б-р как явление переходное от романтизму к реализму и
вместе с тем как вполне самостоятельное культурно-художественное явление.
В литературе- Эйхендорф. Штифтер. +отд. Произв. Гофмана,Гейне и даже
Гете.
Художники: многие произведения Рихтера. Особенно его графика. Швиндт-
его жанровые произведения. Например, Утренний час1858
Традиции, которыми питается б-р:от гол. Живописи17 века, рококо, сентиментализма
до классицизма.
Название:1848. в мюнхенской газете опубликлваны 2 стихотворения Виктора
фон Штеффеля-«Вечернее уютное времяпрепровождение Бидермана »и «Сетования
праздного Мейера». Из них составили псевдоним. Б-р- типа нашего Козьмы
Пруткова. Т.е под его именем печатались стихи Самуэля Фридриха Заутера,
Адольфа Кусмауля,Людвиг Эйхрорд.
Георг Фридрих Керстинг 1785-1847
Писал фигуры в интерьерах. Интерьер воспринимается как самоценный
мир, огражденный от внешнего. Важную роль в передаче эмоц. состояния
играет свет.
Портрет Фридриха в мастерской.
Перед зеркалом
Вышивальщица.
В б-ре особенно распространились групповые, семейные портреты.
Бегас Семейный портрет 1821.
Крюгер Портрет императрицы Алекс.Федоровны.
Вальмюллер семейный портрет нотариуса Эльтса
Пейзаж в б-ре: часто- оригинальные , непривычные композиции, ракурсы.
Горные ландщафты Вальмюллера
Его же Вольфгангзее 1836.
Натюрморты: Стол рождественских подарков- название говорит само за
себя. Неизвестный художник.
Шпицвег К.- поздний этап б-ра. ирония.
Белный поэт
Друзья юности.
Билет19. Гойя
1775-1791 – заказ на картоны для королевской мануфактуры. В ж-си не
использовал литературные сюжеты, не воспроизводил сцен из спектаклей.
Ряд сюжетов аналогичен сайнотам (короткие бытовые комедии). Принцип
диалога и в картонах – сопоставление в действии двух героев или распределение
фигур как театр.мизансцена. Стремление к индивидуализации персонажей.
МАХА И ЕЕ ПОКЛОННИКИ – обращение к зрителю и картинность. ИГРА В МЯЧ
– массовая сцена, а не сам момент игры. П-ж – из фона-декорации = пространственная
среда. ПРОДАВЕЦ ФАЯНСА – сопоставление двух временных эпизодов. ЗИМА
– ритм и цвет. МЕТЕЛЬ – связь человека и пейзажа. Колорит картонов –
влияние рококо. СВАДЬБА – в цвете уже чувствуется влияние классицизма.
Майский праздник в долине Сан-Исидоро, 1788. Сайнет Р.де ла Круус.
Пикник. Контренная бытовая сцена современной жизни. Гармония п-жа и
людей. Панорамная широта утреннего п-жа включает и городские постройки.
1780е – начинает получать заказы на портреты.
Маркиза ПОнтехос, 1786, Вашингтон, НГ – традиционный парадный портрет
с признаками рококо. П-жный фон как декорация. Собачка у ног модели.
НО новое – бледное лицо, ощущение хрупкости, напряженности.
МАнуэль Осорио де Суньига (1788, метмузей) – прототип всех последующих
детский портретов. Аллегорические ассоциации + зловещая нота будущих
образов Капричос. В дальнейшем в дет.п-тах ребенок всегда серьезен,
недетская сдержанность. Их эмоции все детских забав.
Драматизм истории начала 1790х => особая восприимчивость к характеру
модели и острота видения. Нет работ над картонами. Портрет – основной.
Определенная система и типы. Расширение парадного портрета, где уловлены
поза и жест, как выражение индивидуального характера. Для близких людей
– небольшой камерный портрет с нейтральным фоном + нет аксессуаров.
Модели (друзья-поэты и художники, актеры и т.д.) – поэт Х. Мелендес
Вальдес, драматург Л. Фернандес де Моратин, критик и писатель Х. Сеан
Бермудес. Портреты актеров + тореро.
Педро Ромеро (тореро) – нет героики, бравады. Камерный: герой замкнут
и сдержан, обращен внутрь себя.
Хосе РОмеро – более наряден и обращен на зрителя.
Герцогиня Альба (1795, Мадрид, собрание Альба) – сдержанность эмоций
прорывается силой земной страсти (чаго-чаго?!). Пейзаж! Черный, красный
– контрасты. Напряженный жест рук!
Актриса Мария Росарио (?) Фернандес – в сценическом костюме. Единство
личность в отсвете ролей актрисы. Без аллегорий и символики, без категории
театрального п-та.
Сеньора Энрикес (1793-1794, Прадо)
Маркиза Солана (1794-1794, Лувр)
Графиня Чинчон (1800, Мадрид, ч.с.) – юность. Нет контакта со зрителем.
Гаспар Мельчора де Ховельянос, 1798, Прадо – мягкость, созерцательность,
погруженность в раздумья. Предметы выступают из глубины фона. Атмосфера-среда.
Посол Французской республики – Гиймарде, 1799, Лувр. Член конвента.
Настойчивая акцентировка цветов флага. В позе – подчеркнутое ощущение
мгновенности, краткого перерыва между действиями.
Они написаны почти одновременно. Первые три бабы – отдаленное внешнее
сходство.
1798-1800 – творческий взлет. Зрелость.
Заказ на росписи церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида + П-т сеьи короля
Карла IV + начало работ над Капричос и Махами раздетой и одетой + много
портретов.
1800 – Капричос. 80 листов. Офорт (хорошо знакомая техника. Гравировал
Веласкеса) и акватинта (для светотеневых эффектов). Первое название
– «Всеобщий язык». Источники – комедии Фернандеса де Моратина «Когда
женщины говорят ДА» и «старик и девушка», Мелендеса Вальдеса «Прощание
старца», одна «О фанатизме», сатиры Ховельяноса, басни Томаса де Итиарте,
комедия Хосе де Касареса «Отец Лука», ода «К Ховельяносу» М. Кинтаны
и др. Связь с «Орлеанской девственницей» (хорошая фраза!). Сходство
ряда листов с народным лубком эпохи революции. Первый лист – автопортрет.
Как ключ к пониманию – все, что происходит, -- события во мраке ночи.
«Сон разума рождает чудовищ» -- вывод из ситуаций, представленных в
серии.
Каждая композиция закончена и завершена. Существует самостоятельно,
не требуя продолжения. ЭТОМУ ПРАХУ; НЕТ ПОМОЩИ – тема беснующейся толпы.
ТОНКО ТКУТ – объединение темы судьбы и человеческой жизни. Человеческие
пороки, страсти, продажность, легкомысленность, тщеславие, лесть, торжество
злых сил, лживые речи, фальшь, обман. И нет выхода.
Серию увезли во Францию. Там частично ее копировал Делакруа; но не
очень точные акценты: уродливое = некрасивое, гротеск = фантазия.
1798 – роспись купола Сан-Антонио-де-ла-Флорида на окраине Мадрида.
Чудо св. Антония. Помещение толпы за балюстрадой и огромное пространство
неба = влияние Тьеполо. Страшные лица-маски рядом с одухотворенными
лицами. Ритм цвета. Яркость и насыщенность красок. Толпа! Нет ничего
от классицизма.
1800 – официальный заказ на п-т семьи Карла IV (Прадо). ДО этого –
только два большие заказные портрета (Семья герцога Осуна, 1788, Прадо
и Семья Луиса де Бурбон, 1783, ч.с.). Некоторые фигуры в Бурбоне – прототипы
для Карла. Семья короля как будто на подмостках перед зрителем. Нет
внутреннего объединения персонажей. Нет эмоций и характера. Парадный
портрет на грани гротеска.
1798-1800 – Махи. (Обнаженная и одетая). Программа антиклассицизма.
Холодный колорит. Нет аксессуаров. Отчуждение от зрителя. Поэзия молодости.
Сочетание холодности и интимности. Обнаженная – тщательная проработка.
Одетая – широко и иногда небрежно.
Портрет жены Хосефы, 1798, Прадо. Новый тип женского портрета. Эмоциональность
и сложность внутреннего мира. Этот же тип: Тереса Суредье, 1804-1806,
Вашингтон, НГ; Женщина с веером, Лондон, коллекция Уоллес.
Мужские портреты: 2 линии – традиционный в рост, но наделенный чертами
личности, чувства и размышления которой обращены к личному взаимодействию
с миром. Мысли преобладают над характером. (Фернан Нунье, Маркиз Сан
Адриан, сын художника). Второй тип – нет обращения к зрителю. Длительное
и постепенное проникновение и сопереживание. Постижение настроения модели.
(Бартоломе Суреда, Исидоро Майкес).
Колосс = Паника, до 1812, Прадо. Фигура гиганта на края земли. Вселенская
катастрофа. Бегство толпы.
Расстрел 3 мая 1808 года, 1814, Прадо. Переживание современных событий.
Сознание неизбежности смерти. Повторяемость и длительность действия.
Серия Бедствия войны, офорт, акватинта, 82 листа. Надписи-комментарии.
ТАвромахия, 33 листа, офорт, акватинта. Программа – сочинение Фернандеса
де МОратина «Исторические записки о происхождении и развитии праздника
боя быков в Испании». ОТ времен Сида и мавров.
Портреты этого периода – люди, близкие ему по духу и настроению. В
т.ч. и автопортреты.
1815 – Заседание Филиппинского совета, Кастр, Музей Гойи. Групповой
портрет и жанровая сцена. Король выделен лишь размером кресла.
Бытовой жанр: конкретное событие или эпизод переносятся на эмоциональную
сферу. Майское дерево. Воздушный шар.
Другой тип композиции – повседневность как поэтический образ. Прогулка.
Старость.
Кузница – героизированный аспект народного быта. Водоноска. Точильщик
– основы жанра, где потом Курбе, Милле, Домье.
Росписи ДОМА ГЛУХОГО, 1820-1823. Философская концепция. Все очень
сложно. Национальный пейзаж. Очень сложный цикл. Много всего философского.
1824 – эмиграция во Францию
Портрет Пио де Молины, не закончен. 1827. Последний портрет. Усталось
и скорбь. Ср. Рембрандта.
1827 – Молочница из Бордо (Прадо) – новое обращение к бытовому жанру.