Импрессионизм художественная школа

Импрессионизм - направление, которое возникло и получило развитие во Франции во второй половине XIX в. - первой четверти XX в., распространилось затем и в других странах; оно знаменовало собой настоящую революцию в живописи. Это была художественная школа, стремившаяся «передать только впечатление, но так, чтобы оно воспринималось как нечто материальное». Приблизительно в то же время Рубенс во Фландрии делает тени на своих картинах цветными, используя для этого прозрачные промежуточные оттенки; поэтому, как отмечает Делакруа, свет у Рубенса окрашен в тонкие, изысканные тона, а тени, наоборот, - в более теплые и насыщенные, усиливая таким образом эффект светотени На Клода Моне и художников его круга повлияли и некоторые французские живописцы - разве Сезанн не утверждал, что он «хотел бы писать, как Пуссен, но природу»? По этому пути пошли те, кого мы обычно называем «художниками атмосферы»; они работали в Нормандии, в устье Сены, между Онфлером, Трувилем, Довилем и Гавром. Однако ни один из художников не испытал такого непосредственного воздействия творчества Курбе, как Эдуард Мане.

Однако черты современной жизни пыталась также передать и недавно изобретенная техника - фотография, которую некоторые считали искусством и на которую Бодлер обрушился с резкой критикой В любом случае импрессионизм следует рассматривать как новую технику живописи, отражавшую новое восприятие действительности, как апологию непосредственного и ничем не замутненного ощущения Если же говорить о технике живописи, то надо отметить, что импрессионисты отказались от изображения форм и цвета такими, какими - как полагали художники - те должны были быть, ради изображения их такими, какими они видели их под деформирующим воздействием освещения. Добавим в заключение, что в соответствии с открытым Шеврёлем законом контрастного взаимодействия цветов две положенные рядом дополнительные краски - например, зеленая и красная - или две производные дополнительные - например, фиолетовая и зеленая - усиливают друг друга, и наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность цвета. Глаз художника академической школы и глаз импрессиониста Да, действительно, можно было сказать, что в этой большой аллее струился свет, а на кончиках ветвей, после того как по ним стекали лучи света, оседала золотистая пена».

Пруст очень точно определил эту новую форму искусства: «.именно попытка Эльстира представлять предметы не такими, какими он их знал, а на основании оптических обманчивых представлений, из которых складывается первоначальное наше видение, привела его к применению некоторых законов перспективы, и это было потрясающе, ибо впервые открыло их искусство». Как мы уже знаем, свою первую выставку импрессионисты провели с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в помещении ателье фотографа Надара, размещавшемся в доме № 35 по бульвару Капуцинок Импрессионизм, столь поносимый, как мы только что видели, современниками, вошел в моду спустя пятьдесят лет, вследствие чего распространена тенденция считать это искусство замкнутым в себе самом. Добавим, что мазки методично кладутся рядом друг с другом мелкими точками, что и дало название этой технике - «пуантилизм»; при этом художники опирались на оптическое смешение тонов.

Поэтому Ван Гог не растворялся в природе - природа растворялась в нем, он делал ее податливой, заставляя принимать форму его сознания, следовать за собой, деформируясь порой в соответствии с искаженными образами собственного сознания Все художники и группы художников, о которых мы говорили до сих пор, были - идейно или технически - связаны с импрессионистами в силу своих взглядов или определенной манеры письма. В декабре в галерее Лебарка де Бутвиля на улице Лепелетье состоялась выставка под названием «Импрессионисты и символисты», первая из тех пятнадцати выставок, что пройдут тут за период до 1897 г.

Предшественники импрессионизма

АППИАН Адольф, наст. фамилия и имя Бартелеми Жак (1818-1898) АХЕНБАХ Освальд (1827-1905). Родился 2 февраля 1827 г. в Дюссельдорфе; умер 1 февраля 1905 г. В течение 12 лет учился в дюссельдорфской Академии художеств; немалую роль в его становлении как художника сыграл старший брат Андреас. БОНВЕН Франсуа (1817-1887). Детство Франсуа Бонвена было безрадостным. Его отец, отставной военный, ставший сельским полицейским и владельцем местного кабачка, женился вторым браком на женщине, не питавшей особой нежности к пасынку. БОНИНГТОН Ричард Парке (1801 или 1802-1828). Бонингтон, семья которого в 1817 г. переехала в Кале, намереваясь основать фабрику по производству кружев, учился там у Франсуа Луи Франсья, французского художника-акварелиста. ВАСМАНН Рудольф Фридрих (18051886). Он родился в Гамбурге, учился у Нэкке в Дрездене, а затем в Мюнхене и Риме. Васманн подружился с Корнелиусом, который в ту пору возглавлял группу «Назарейцев» ВОЛЛОН Антуан (1833-1900). Сын лионского мастера по орнаменту, выходец из семьи, издавна славившейся искусностью в ремеслах, приехал в Париж в возрасте двадцати шести лет ГЕНСЛЕР (ГЕНЦЛЕР) Иоганн Якоб (1808-1845). ГИГУ Поль (1834-1871). Этот представитель прованской школы во французской живописи наряду с Монтичелли может рассматриваться как подлинный предшественник импрессионизма. ДИАС (ДИАЗ) де ла ПЕНЬЯ Нарсис Вирхилио (1807-1876). Он родился в Бордо, в семье испанских буржуа, подвергшихся преследованиям со стороны короля Жозефа. Будущий художник в раннем детстве остался сиротой и был воспитан протестантским священником. Диас принес свое искусство в жертву вкусам современников, населив полотна мифологическими богинями или меланхоличными влюбленными, однако как колористу ему не было равных: художника даже относят к предшественникам ташизма. ЗИЕМ Феликс (1821-1911). Зиема часто упрекали, что он пожертвовал искусством ради успеха и в конце жизни творчество его стало утомительно однообразным; однако эскизы, выполненные художником в начале творческого пути, дают основание отнести его к предшественникам импрессионизма. КАРПО Жан Батист (1827-1875). Талантливый скульптор, натура экзальтированная, неистовая и возвышенная, служивший по этой причине мишенью для интриг и зависти, считал себя гонимым; он был, кроме того, живописцем, оригинальность картин которого дает основание видеть в нем предшественника импрессионистов КАРРАН Луи Илер (1821-1899). Сын лионского торговца шелком, Карран унаследовал внушительное по тем временам состояние, что дало ему возможность посвятить себя живописи. КОНСТЕБЛ Джон (1776-1837). Сын состоятельного мельника, он родился в восточном Бергольте, в графстве Суффолк. Живописи учился у своих друзей, увлекавшихся искусством; но его главным наставником была природа В 1806 г. Констебл совершает поездку по Озерному краю, а в 1811 г. впервые приезжает в Солсбери; в 1816 г. художник проводит медовый месяц в Дорсете. КОТМЕН Джон Селл (1782-1842). Сын цирюльника из Нориджа в графстве Норфолк, он около 1798 г. приехал в Лондон, где подружился с доктором Монро, который познакомил его с акварелистами, писавшими пейзажи. Поворотную роль в жизни Крома сыграла состоявшаяся ок. 1790 г. встреча с Томасом Харви, у которого была прекрасная коллекция голландской живописи и картин современных английских художников.

ЛАВЬЕЙ Эжен (1820-1889). Как Жорж Мишель, Эрвье и Шентрейль, Лавьей, сын небогатого парижского обойщика, начинал с того, что писал небольшие домишки, расположенные на Монмартрском холме; впоследствии он станет любимым учеником Коро. МЕНЦЕЛЬ Адольф фон (1815-1905). Сын литографа из Бреслау, прямой наследник традиций берлинской школы живописи, которая прославилась такими мастерами, как Крюгер и Блехен, в 1845 г. он побывал на выставке в Берлине, и увиденные там пейзажи кисти Констебла стали для него полным откровением. МИШАЛЛОН Ашиль Этна (17961822). Мишаллона, ставшего в 1817 г. первым художником, отмеченным наградой за исторический пейзаж, многие считают предшественником романтизма; другие же относят его к предшественникам импрессионизма МОНТИЧЕЛЛИ Адольф (18241886). Свое художественное образование Монтичелли начал в школе рисунка в Марселе, после чего в 1846 г. он переехал в Париж, где часто бывал в Лувре и в мастерской Поля Делароша. ПАЛМЕР Сэмюэл (1805-1881). Будущему художнику его отец, книготорговец, привил любовь к литературе, и в первую очередь к Мильтону.

РИБО Теодюль (1823-1891). Наряду с Бонвеном и Воллоном Рибо считается предшественником Мане и - в более широком смысле - импрессионистов. Карл Роттманн, родившийся 11 января 1798 г. неподалеку от Гейдельберга и скончавшийся 7 июля 1850 г. в Мюнхене, учился искусству живописи у своего отца и у Иоганна Кселлева в Нюрнберге. ТЁРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям Теофиль Готье писал, что на ней изображен «зверь Апокалипсиса - сверкающий локомотив, широко распахнувший во мраке ночи свои горящие стеклянные глаза; он увлекает за собой длинный хвост вагонов. УИСТЛЕР Джеймс Эббот Макнил (1834-1903). Его отец, майор Джордж Уистлер, военный инженер, был приглашен в Россию проектировать строительство железной дороги Петербург - Москва; с ним поехали жена и сын. Уистлер связан с различными художественными тенденциями своего времени и благодаря своим достижениям в живописи с полным правом может быть отнесен к числу предшественников импрессионизма. ШЕНТРЕЙЛЬ Антуан (1816-1873). Этот ученик Коро, так же как Кальс и Эрвье, всегда пытался передать тончайшие изменения освещения на восходе и закате солнца; и он был одним из тех предшественников импрессионизма, кому это удалось лучше всех. ЭРВЬЕ Адольф (1818-1879). Сын художника, учившегося у Давида, Эрвье был учеником Леона Конье и - в еще большей степени - Изабе.

Импрессионисты

БАЗИЛЬ Жан Фредерик (1841, Монпелье - 1870, Бонла-Роланд). Приехав в 1862 г. в Париж учиться живописи, он поступает в мастерскую Глейра, где знакомится с Клодом Моне. БЕРНАР Эмиль (1868, Лилль - 1941, Париж). Роже Маркс называл Эмиля Бернара отцом «символизма в живописи», но Альбер Орье в своей знаменитой статье, опубликованной в марте 1891 г. в «Меркюр де Франс» и написанной, кстати, по просьбе Бернара, приписывал эту заслугу Гогену, что послужило причиной крайнего возмущения Бернара и его разрыва с Гогеном БЕРУЕТЕ Аурелиано де (1845, Мадрид - 1912, Мадрид). Этот испанский художник, ученик жившего в Испании бельгийского пейзажиста Карлоса Аеса и Мартина Рико, был не только плодотворно работавшим художником, но и просвещенным человеком: в частности, он составил первый научно обоснованный каталог произведений Веласкеса. Около 1848 г. Буден по совету Милле и Тройона посвящает себя живописи. Прежде чем приступить к картине, он выполняет серию акварелей и пастелей непосредственно на пленэре. Бодлер, будучи проездом в Онфлёре и увидев работы Будена, был так ими захвачен, что писал в своем обозрении «Салон 1859 года» ВАН ГОГ Винсент (1853, Гроот Зюндерт, Голландия - 1890, Оверсюр-Уаз, Франция). Как и Гоген, Ван Гог поздно осознал свое призвание художника. Из преклонения перед Рубенсом рождается интерес Ван Гога к цвету Но картины «Портрет папаши Танги» (18871888) и «Женщина в кафе «Тамбурин» (1887) свидетельствуют и о влиянии на него мастеров японской графики: с этого времени художник начинает применять прямые, резкие мазки, все больше усовершенствуя их в дальнейшем Ван Гог прожил в приюте для душевнобольных в Сен-Реми год - с 3 мая 1889 г. по 16 мая 1890 г., и все это время он продолжал писать картины.

В. ВИНЬОН Пейзаж в Овере-сюр-Уаз. Ок. 1880-1885 ГИЙОМЕН Арман (1841, Париж - 1927, Шато-де-Гриньон, Орли). В конце 1844 г. родители Гийомена уезжают из Парижа и обосновываются в Мулене. ГОГЕН Поль (1848, Париж - 1903, Маркизские острова). Гоген, поздно осознавший свое призвание художника, писал 6 октября 1888 г. своему другу, художнику Шуффенекеру: «Какое имеет значение, что я держусь особняком, - в глазах большинства я ни на что не годен, кто-то считает меня поэтом, но рано или поздно все встанет на свои места». В эти годы в творчестве Гогена заметно влияние Клода Моне, Сислея, Писсарро («Сена у Йенского моста», 1875; «Въезд в деревню», 1884). Однако Гоген мечтает о возвращении к примитивному искусству П. ГОГЕН «Vairaumati tei oa» («Ее звали Вайраумати»). 1892 В начале 1889 г. Гоген показывает семнадцать своих полотен в кафе Вольпини на «Выставке картин группы импрессионистов и синтетистов». Особенно сильное впечатление производит последняя из названных картин: все в ней поражает своей непохожестью на импрессионизм - персонажи, в которых многие усматривают сходство с древнеегипетскими барельефами, что достигается благодаря использованию закона фронтальности Разделив судьбу своих друзей-импрессионистов, он не добился признания у современников, за исключением небольшой горстки людей. ГОНСАЛЕС Ева (1849, Париж - 1883, Париж). Ева Гонсалес была дочерью романиста Эммануэля Гонсалеса, поэтому ее детство прошло в среде литераторов и художников.

ДЕГА Эдгар (1834, Париж - 1917, Париж). Дега, называвший себя «классическим художником, который изображает современную жизнь», был тесно связан с импрессионистами: он часто встречался с ними и принимал участие в их групповых выставках В этот период художник пишет исключительно портреты и картины на исторические темы, оставаясь верным традициям и полученному образованию. Однако и в этих работах Дега проявляет себя самобытным художником, о чем свидетельствуют смелость композиции его ранних работ, стремление к изломанным линиям и гармонии ритмов, передаваемой пластически. Э. ДЕГА Женщина с хризантемами. 1865 Э. ДЕГА Танцовщица у фотографа. 1873-1875 э Серии художника превращаются в нескончаемую череду постоянно меняющихся форм, изображая которые Дега использует самые разнообразные возможности, чтобы передать ритм, изломы линий, впечатления не такими, какими он их видит в данный момент, а такими, какими он запомнит их и представит себе впоследствии. Сам по себе выбор темы для серии «Скачки» свидетельствует о верности художника классическим традициям: жокей верхом на лошади вызывает ассоциации с античными образами всадников, например со скульптурами фриза Пантеона. Дега пользуется почти исключительно техникой пастели, которая позволяет ему - зрение художника постепенно слабеет, и в конце жизни он почти ослеп - посредством удлиненных линий и широкой штриховки изображать как сами предметы, так и их отражения

ЗАНДОМЕНЕГИ Федерико (1841, Венеция - 1917, Париж). Сын и ученик скульптора Пьетро Зандоменеги, он в 1862-1866 гг. работал во Флоренции, а затем в 1866-1874 гг. - в Венеции, после чего перебрался в Париж, где сблизился с группой импрессионистов и стал выставлять свои работы в «Салоне независимых». В 1873 г. Йонкинд впервые приезжает в Дофине, а в 1878 г. поселяется неподалеку от Гренобля, в КотСент-Андре, рядом с семьей Фессе. КОРИНТ Ловис (1858, Тапиау, Восточная Пруссия - 1925, Зандворт, Голландия). Хотя Коринт учился живописи у Отто Гюнтера в Академии художеств Кёнигсберга, а затем у Людвига фон Лёфца в Мюнхене, как художник он сформировался именно в Париже. С этого времени Коринт наряду с Максом Слефогтом становится одним из ведущих берлинских художников-импрессионистов. КРОСС Анри Эдмон (1856, Дуэ - 1910, Сен-Клэр, департамент Вар). Этот художник, настоящее имя которого было Анри Эдмон Делакруа, по совету Бонвена взял себе псевдоним Кросс, от английского «cross» («крест»); это, без сомнения, было со стороны художника данью памяти его матери, англичанки КЭССЕТ Мэри (1844, Элленай-сити, Пенсильвания - 1926, замок Бофрен-о- Мени-Терибю, Уаза). Дочь богатого банкира из Питсбурга, она решает заняться живописью и для этого в 1866 г. приезжает во Францию А. М. ЛЕБУР Снег при закате солнца ЛИБЕРМАН Макс (1847, Берлин - 1935, Берлин). Сын богатых коммерсантов-евреев, Либерман согласно отцовской воле должен был посвятить себя занятиям философией.

МАНЕ Эдуард (1832, Париж - 1883, Париж). Роль Мане в искусстве его времени была достаточно двусмысленной и противоречивой, но чрезвычайно важной. Двусмысленной - потому что, совершенно не собираясь выходить за рамки традиционной живописи, он против своей воли стал глашатаем и главой революционного движения в искусстве, импрессионизма. Отказавшись ради живописи от карьеры морского офицера, которую предназначали для него родители, Эдуард Мане в 1850 г. поступил в мастерскую Тома Кутюра, которую он посещал до 1856 г. Э. МАНЕ Ваза с пионами. Ок. 1864—1865 В следующем, 1864 г. у Мане были приняты в Салон две картины - «Бой быков в Испании» и «Христос с ангелами», которые карикатурист Берталь в «Жюрналь амюзан» назвал «испанскими безделушками, приготовленными в черном соусе Риберы господином Мане-и-Курбе-и-Сурбаран с улицы Батиньоль». Позднее Поль Валери во вступлении к каталогу выставки, посвященной столетию со дня рождения художника, писал: «Олимпия шокирует, вызывает священный ужас, но она притягивает к себе и в конце концов торжествует. Со всей очевидностью новая манера проявилась в таких работах, как «В лодке», «Аржантей» (Салон, 1875), «Клод Моне за работой в своей плавучей мастерской», «Госпожа Моне с сыном в саду».

МОНЕ Клод (1840, Париж - 1926, Живерни). 21 июня 1926 г., за несколько месяцев до смерти, Клод Моне очень точно определил свою роль в истории искусства и в импрессионизме. Клод Моне родился в Париже, но почти все его детство и юность прошли в Гавре. В 1858 г. он познакомился с Буденом, который и научил его работать на пленэре. В 1859 г. Моне приехал в Париж и начал посещать Академию Сюиса, где он познакомился с Писсарро. В 1870 г. Моне едет в Лондон, где встречает Писсарро; вместе они открывают для себя творчество Констебла и Тернера («Вестминстерский мост», 1871). К. МОНЕ Белые кувшинки. 1899 Результатом этой поездки станут «Скалы в Бель-Иле» (оба варианта). Клемансо, большой поклонник творчества Моне, опубликовал в этой связи статью под названием «Революция соборов», в которой обращал особое внимание на поразительную смелость художника при обращении с цветом и передаче тончайших нюансов, благодаря чему Моне удалось блестяще передать игру света и его переливы на поверхности этого величественного памятника архитектуры - ни один художник не заходил так далеко в передаче поэтического впечатления. И как композитор может сочинять различные композиции на одну и ту же тему, так и Моне бесконечно моделирует, никогда не повторяясь. Однако в стилистическом плане налицо очевидная эволюция ее творчества: если сначала Берта Моризо работала в традиционной живописной манере и находилась под значительным влиянием Коро Благодаря Мане Моризо начинает интересоваться изображением человеческой фигуры и портретной живописью («Портрет госпожи Понтийон», сестры художницы, выполненный пастелью, 1871; «Колыбель», 1872; «Ловля бабочек», 1873).

Дж. де НИТТИС Парфюмерная лавка «Виолетт» на бульваре Капуцинок. Ок. 1880 ПИССАРРО Камиль (1830, о-в Сен- Тома, Антильские острова, владение Нидерландов - 1903, Париж). Если Клод Моне и Сислей больше всего любили изображать на своих картинах воду и непрерывно меняющиеся отражения на ее поверхности, то Камиль Писсарро всегда отдавал предпочтение земле. Вот почему на его пейзажах так часто можно увидеть домашний скот или крестьян. К. ПИССАРРО В окрестностях Лувесьенна, осень. 1869-1870 Начиная с 1881 г. Писсарро, так же как Ренуар, творчество которого именно в этот период претерпевает изменения, и как Сезанн, осознает, что импрессионизму не хватает основательности и структурности в области формы; наступает новый период в творчестве Писсарро

На главную